Возврат технически сложного товара

Согласно 502 ст. Гражданского Кодекса РФ каждый гражданин, выступающий в качестве потребителя, может вернуть неподходящий ему товар обратно в магазин при соблюдении ряда условий. В 503 ст. ГК РФ отражены аспекты возврата изделия, если его качество ниже заявленного. В законе существует перечень товаров, к которым применяются особые условия: среди них и технически сложные. Можно ли вернуть такую покупку обратно в магазин и на каких условиях?

Оглавление:

Возврат технически сложного товара

Основным нормативным актом, регулирующим взаимоотношения потребителя, производителя и продавца, представлен 2300-1 ФЗ о «Защите прав потребителей». В положениях этого закона отражены и разъяснены права потребителя, а также условия, порядок и сроки возврата исправного товара, который не удовлетворяет личным требованиям покупателя (25 ст.), а также при выявлении производственных дефектов (ст. 21). При обнаружении недостатков в покупке потребитель вправе требовать изменения условий сделки независимо от категории, к которому она принадлежит. Однако на обмен изделий, качество которых соответствует заявленному, законодатель вводит некоторые ограничения

к оглавлению ↑

Надлежащего качества

Товаром надлежащего качества в контексте 25 ст. 2300-1 Федерального Закона о «Защите прав потребителей» надлежит считать покупку, которая после приобретения не подошла покупателю по каким-либо индивидуальным причинам.

В таком случае за потребителем сохраняется право на замену товара на аналогичный, либо расторжение договора купли-продажи с сопутствующим возвратом денежных средств, если подходящий аналог не представлен в продаже в день обращения. Однако возврату и обмену не подлежат изделия, перечень которых регламентирован Постановлением Правительства №55, среди которых значатся и технически сложные товары. Их полный список отражен в Постановлении Правительства №924.

В некоторых случаях возврат технически сложного товара, качество которого соответствует заявленному, все же возможен. Их всего два:

  1. При дистанционных сделках с использованием ресурсов в сети интернет. В таком случае надлежит руководствоваться ст. 26.1 закона о «Защите прав потребителей»;
  2. Неисполнение требований закона, изложенных в 10 ст. 2300-1 ФЗ, согласно которому продавец обязуется предоставлять потребителю исчерпывающую информацию о товаре, которая прилагается в виде сопроводительной документации к покупке. основанием для признания такой сделки недействительной послужит 12 ст. 2300-1 Федерального закона.

При обращении с просьбой о замене при себе необходимо иметь следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документ, устанавливающий факт приобретения: кассовый, расчетный чек и т.д.;
  • талон, если на изделие установлена гарантия;
  • техническая документация, инструкция по эксплуатации, технический паспорт и т.д.

Для обмена технически сложного товара надлежащего качества необходимо придерживаться следующего плана действий:

  1. Посетить торговую точку, в которой был приобретен товар в течение 2-х недель с момента покупки; по ситуации — в течение 7 дней, 3 месяцев или до момента доставки, если изделие приобретено в интернете;
  2. Обратиться к сотруднику магазина и передать ему изделие, а вместе с ним упаковку, бирки, пломбы и прочие производственные атрибуты;
  3. Оформить письменное заявление по образцу, предоставленному исполнителем (составляется в двух экземплярах), руководствуясь 10 ст. и 12 ст. закона о «Защите прав потребителей»;
  4. При дистанционной сделке следует направить требование о возврате средств, обратившись в службу поддержки интернет-магазина; при этом надлежит руководствоваться ст. 26.1 ЗПП;
Изделие не должно обнаруживать в себе признаков эксплуатации, а его краткосрочное использование не должно приводить к ухудшению товарного вида.
к оглавлению ↑

Ненадлежащего качества

Права потребителя при обнаружении дефекта в покупке регламентированы 21 ст. закона о «Защите прав потребителей». В таком случае покупатель вправе требовать:

  • замены изделия на схожее по характеристикам;
  • замены на изделие другой модели или марки с сопутствующим перерасчетом покупной цены;
  • устранения неполадок, дефектов и неисправности, затрудняющих эксплуатацию;
  • возмещения расходов на ремонт, диагностику и корректировку в стороннем сервисе;
  • расторжения сделки и возврата денежных средств.

В первую очередь необходимо подготовить небольшой перечень документов:

  1. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  2. технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, техническую документацию, прилагающуюся к изделию и т.п.;
  3. платежный документ, удостоверяющий факт покупки, кассовый или расчетный чек;
  4. гарантийный талон (при наличии).

Далее следует действовать по тому же плану:

  • Предоставить продавцу дефектный товар совместно с производственной атрибутикой: упаковкой, этикетками, бирками и пр.;
  • Предоставить документы;
  • Написать письменное заявление с изложением требований (составляется в двух экземплярах) по примеру, предоставленному реализатором;
  • Дать согласие и ожидать результатов диагностического теста, если исполнитель требует установить характер неисправности;
  • Ожидать исполнения требований.
В соответствии с 25 ст. 2300-1 ФЗ отсутствие платежного документа, подтверждающего факт оплаты товара, не может являться основанием для отказа в требованиях заявителя.
к оглавлению ↑

Сроки возврата

Сроки передачи товара обратно в магазин, установленные законодательством, зависят от обстоятельств, обнаруживших необходимость в возврате. Для изделий, отличающихся технической сложностью, период возврата ограничен 15-ю днями. По истечении этого времени расторгнуть договор будет невозможно, однако, потребитель может требовать обмена, ремонта или материальной компенсации.

По прошествии 15 суток заявитель вправе выдвинуть свои требования на протяжении срока службы изделия, установленного в инструкции, на период действия гарантии, а также не позднее чем через 2 года с момента приобретения, если гарантия не установлена. Если основанием для возврата послужило нарушение прав заявителя в субъекте 10 ст. ЗПП, то потребовать обмена от продавца можно не позднее 2-х недель.

Для покупок через интернет-магазин законодатель предъявляет особые требования. Так, например, заказчик имеет право отказаться от заказа до тех пор, пока товар не будет передан ему в руки, а также еще на протяжении одной недели со дня доставки. При этом качество изделия не будет иметь значение. Если в день передачи товара в эксплуатацию заказчику не был предоставлен документ, в котором отражены подробные сведения о покупке и условиях возврата, то право на него будет действовать еще три месяца.

к оглавлению ↑

Технически сложные товары не подлежащие возврату

Резюмируя, изделия, которые можно причислить к технически сложным, однозначно не подлежат обмену или возврату по желанию потребителя, если не брать во внимание исключительные случаи. Вернуть можно только бракованный, неисправный или дефектный товар. Таким образом покупку справедливо не примут обратно в магазин, если:

  1. нарушена целостность изделия, присутствуют признаки относительно длительного пользования, снижены потребительские свойства;
  2. нарушены сроки обращения для инициации процедуры обмена/возврата;
  3. качество изделия соответствует заявленному вопреки заявлениям потребителя;
  4. дефект появился в процессе неправильной эксплуатации, то есть по вине заявителя;
  5. потребитель пытается вернуть покупку на основании несоответствия его пожеланиям, что противоречит 4 абз. 1п. 25 ст. закона о «Защите прав потребителей».
В последнем случае все издержки, повлекшие за собой расходы на диагностическую экспертизу, ложатся на плечи потребителя.

Исправные товары, относящиеся к категории технически сложных, могут быть возвращены в магазин только при соблюдении особых условий. Однозначно вернуть покупку продавцу позволительно при наличии дефекта. После обнаружения неисправности или нарушения права потребителя следует не медлить с обращением к исполнителю. Заблаговременно рекомендуется сохранять упаковку, чек и производственные атрибуты.

Нет комментариев

Добавить комментарий